Выбор языка:
 

Энциклопедия Вурнарского района. Том 1 : Лашманские дороги

ЛАШМАНСКИЕ ДОРОГИ — лесовозный тракт. Начало разработки на «Знатное государево дело» корабельных лесов в крае чуваш. предания связывают с им. Петра I. России нужны были корабли для ведения войны со Швецией, а они строились из дуба. Пригодились дубовые леса Чувашии. Он запретил нас. рубить дубовый лес и начали разработку его для стр-ва кораблей и отправлять в Петербург по Волге. Для этого были проложены специальные дороги по ровным местам, обходя овраги. Почти во всех районах Чувашии указывают на «Лашман ҫулӗ» («Лашманские дороги»), зимой их превращали в «ледяные дороги» для улучшения скольжения. Лашман. повинность несли чуваши муж. пола Ядрин., Чебоксар., Цивил., Козмодемьян., Тетюш., Буин. уездов. Есть основание утверждать, что с терр. нын. Вурнар. р-на, Уштурских, Можаушских, Норусовских мест вывозились дубы. По данным лесоустройства во 2-м Ядринском (переименовано в Норусовское в 1898) лесничестве в 1861 «Корабельные рощи» были заклеймены на площади 14545 дес. (Лесничий — подпоручик Цепфель). «Лашман ҫулӗ» — зимняя дорога от Абызова в Орауши и Ачакасы (минует верховье «Вӑта ҫуна ҫырми»). Н.И. Ашмарин, VIII том. Но вывоз проводился и в 19-20 вв. для др. целей., тем не менее благодаря правильному воспроизводству леса, в т.ч. и Вурнарские, сохранились.