Выбор языка:
 

Энциклопедия Янтиковского района : Чутеевское сельское поселение, Киремет

ЧУТЕЕВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ, Киремет – священная местность (гора или возвышенное место, родник, дерево, чаще всего старый дуб); место общественного жертвоприношения (чуваш. киремет – название категории духов, араб. карамат – чудо), в которых превращались души почитаемых людей (в частности, предков, колдунов), а также название святилища, связанное с поклонением им. Киремет çырми находится в южной стороне с. Чутеево, параллельно дороги, ведущей к д. Новое Ишино. Киремет кати (чуваш. ката – молодая поросль, мелколесье) находилась рядом с новоишинским лесом, занимала площадь в несколько десятин. Называли «Аслӑ Киремет». Здесь даже валежники не собирали. Думали, что будет считаться насмеханием над этим местом, что Киремет накажет. Погорельцы из д. Мамонино почти все деревья вырубили для постройки домов. Остались негодные для сруба деревья. Здесь был родник, колодец. Стояла часовня. До недавнего времени (выше моста, с правой стороны находился Киремет) рос большой старый вяз (это дерево боялись трогать). Были и молодые деревья (вязы). К этому дереву бросали нухрат – устар., мелкие серебряные монеты или их имитацию, употреблявшуюся в качестве украшения, а также для жертвоприношений. По преданию, несколько раз в году (в случаях различных бедствий, болезней, пожаров, неурожая, засухи) люди приносили в жертву баранов. В день жертвоприношения у священного дерева разжигали костры, варили кашу и угощались пивом. Женщины пекли лепёшки. Старейшина с молитвой обращался к божеству и просил у него прощения. Считалось, что К. оказывает помощь и спасает от беды, но может также приносить несчастье. Некоторые К. считались враждебными духами и их умилостивляли жертвоприношением. Хотя святилища исчезли давно, память о возвышенности Киремет, дереве, месте нахождения осталась. Позднее на этом месте собирались парни и девушки из Чутеево, Новое Ишино, Хозесаново и водили хороводы.