Выбор языка:
 

Энциклопедия Янтиковского района : Украшения

УКРАШЕНИЯ – предметы, дополняющие одежду, имеющие магическое, символическое, функциональное и эстетическое значение. Отражают мировоззрение, историч. путь, технологич. и культур. достижения народа, подчёркивают половозрастной и социал. статус человека. Выполняются из твёрдых элементов в едином технологич. и художествен. стиле, обогащают образ и пластику костюма. Как правило, они связаны с фигурой человека и являются съёмными принадлежностями для наложения на одежду или непосредственно на части тела. По сравнению с вышитым орнаментом У. считаются более ранни ми по происхождению, для их изготовления не требовалось обрабатывать кожу или ткани, работать с иглой и нитью. Для древнейших У. применяли камни, кости, раковины, дерево, бисер, бусы и т. п. По мнению А.А. Трофимова, корни У. чувашей уходят в культуру земледел. народов Сред. Азии и Север. Ирана эпохи бронзы. У. являлись воплощением их космогонических представлений в конструкцию определённого предмета, символизирующего модель мира или его части. Для древних чувашей У. были частью культа предков и символизировали связь миров, им приписывались магич. смысл и функция защиты от злых сил. У чуваш они были распространены повсеместно. При этом почти во всех этнографич. и территориал. группах сохранилась единая терминология, что говорит о древности происхождения этих принадлежностей костюма народного. Лишь на рубеже 19–20 вв. в связи с развитием культур. взаимодействия с сосед. народами в условиях диаспорного расселения в У. стали проявляться нек-рые различия в стилистике, материалах и терминах. У. чуваш. отличаются по половозрастной принадлежности – детские, девичьи и женские; по месту расположения – головные (в т. ч. затылочные), ушные, шейные, нагрудные, наспинные и поясные; по конструкции – подвески (çакки) и обручи, подвязки (çыххи). Девичьи У. (тухъя, нарядные серьги, бусы шӑрçа, ожерелья из бисера и каури, наплечные çуха, нагрудные мӑя, в т. ч. с наспинными частями, чересплечное тевет, наспинные и поясные подвески хӳре) подчёркивали скромность, красоту и привлекательность молодой носительницы. Особому стату су замужней женщины-матери соответствовал нарядный комплект из головного убора хушпу, ушных подвесок и серёг алка, хӑлха çакки, хӑлха тенки, шейных бус и ожерелий мӑй çыххи, нагрудных ама и мӑя, сурпан çакки. Мужчины носили У. только на свадеб. церемонии. Жен. шейные и нагрудные украшения передавали жениху и предводителю свадьбы мӑн кӗрӳ как обереги и символы родовой поддержки. Чуваш. У. довольно сложны по форме, трудоёмки в изготовлении. Нередко для них применялись дорогие материалы и элементы, каждый из к-рых считался носителем магических сил. В 18–19 вв. использовались мелкие металлич. элементы (трубки, кольца, спирали, булавки-иглы, полые шарики, свинцовые бусинки, пуговицы, проволока), а также раковины каури, стеклян. бусы, бисер. Роль серебряных монет – от мелкой овальной нухрат до крупных рублей и «талеров» – в формировании общего образа усилилась лишь с 18 в., с началом их массовой чеканки в России. Широко применялись более дешёвые имитации монет из олова и жести, бляшки, жетоны из латуни и никеля. Золотые монеты не использовались. Вспомогател. материалами для изготовления У. служили продукты животноводства и земледелия – кожа, плотный холст, войлок, сукно, конский волос. Нет сведений о применении берёсты, луба или древесины, меха, пуха и птичьих перьев. В 19 в. стали внедряться новые материалы: фабрич. ткани (включая красный ситец), солдатские пуговицы, небольшие ремеслен. украшения татар. и рус. мастеров. Чуваш. У., символизирующие достаток, устойчивость традиций и жизненного порядка, бытовали и в 20 в. Подлинные У. частично утеряны из-за изменений социально-экономич. и духовно-нравствен. условий жизни народа. Тем не менее они продолжают сохраняться в народ. среде, собираются, исследуются и популяризируются музеями не только Чувашии, но и России. Значител. роль в осознании места У. в мировом и чуваш. этнокультур. наследии играют труды А.А. Трофимова и др. учёных. В нач. 21 в. в Чувашии развиваются традиции изготовления У. для стилизованного сценич., а также обрядового костюма. Сел. мастера реконструируют их по местным образцам или обновляют старые экземпляры; ряд мастеров народного искусства воссоздают костюмы с полными комплектами У. различ. этнографич. групп на основе изучения науч. трудов и музейных экспонатов.