Выбор языка:
 

Энциклопедия Янтиковского района : Старообрядчество

СТАРООБРЯДЧЕСТВО – совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии во 2-й пол. 17 в. из-за отказа части верующих признать реформу, проведённую патриархом Никоном в 1653–60. Реформа не меняла основ православия, касалась гл. обр. обрядовой стороны: принятие трёхперстного крестного знамения вместо двуперстного, замена земных поклонов поясными и нек-рые др., а также исправление церков. книг, допущение шестиконеч. креста наряду с восьмиконечным. Неприятие культовых новшеств было лишь поводом и внеш. формой выражения протеста единолич. власти патриарха, потери соборности и автономии церкви, подчинения её цар. власти (государству). В конфликте столкнулись различ. социал. слои: дворянство, купечество, духовенство; движущей силой раскола стали крестьяне и посад. люди. Это обусловило появление в С. различ. группировок. Сложились 2 основных направления – поповщина и беспоповщина – с многочислен. толками и согласиями. В 1685 С. объявлено вне закона, последователи бежали на окраины, в глухие места страны. В 17 в. они появились на терр. современ. Чувашии, основным местом распространения С. стал Алатыр. у. Небольшая группа приверженцев одного из ранних толков (беглопоповцев) имелась среди русских Чебоксар. у., последователи австрийского согласия (современ. Рус. православ. старообряд. церковь, РПСЦ) – в селениях Можарки, Норваш-Кошки, Бахтиарово, Русские Вутабоси и ряда др. Цивил. у. К нач. 20 в. на терр. Чувашии последователей С. было ок. 10 тыс. чел. В 1920– 90-е гг. численность приверженцев С. существенно сократилась, в нач. 21 в. действовали небольшие группы без регистрации. В 2002 в Чебоксарах зарегистрирована «Местная православная старообрядческая община» под юрисдикцией РПСЦ. В 2002–03 в Чебоксарах побывал глава РПСЦ митрополит Адриан (А.Г. Четвергов). После его кончины (2005) РПСЦ возглавил митрополит Корнилий (К.Л. Титов). В России последователей РПСЦ насчитывается ок. 1 млн чел.; зарегистрировано 152 общины. Действуют др. направления С. – беспоповцы, древлеправослав. церкви, последователи бегунского, поморского, спасовского, федосеев., филиппов. толков. Приверженцы нек-рых направлений в незначител. количестве имеются и в Чувашии.