Выбор языка:
 

Энциклопедия Янтиковского района : Семик

СЕМИК – православный праздник, отмечаемый накануне Троицы. В течение столетий после принятия христианства на С. и Троицу русскими постепенно были перенесены древние обряды, связанные с культом предков, поклонением растительному миру и природным стихиям (лесу, земле, воде). Дохристианские традицион. празднества стали отмечаться в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Это был языческий праздник, ритуалы к-рого включали в себя поминовение умерших (главное поминовение года), девичьи гулянья с хороводами, плетением венков и гаданием на них о женихах. Обряды поминовения всех усопших, в т. ч. умерших неестественной смертью, начинались во вторник, на кладбище устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных в жёлтый цвет, лепёшек, блинов. С принятием православия предков стали поминать в субботу. Среди основных составляющих празднеств были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гуляния, в т. ч. игры, во время к-рых девушки «кумились» между собой и с берёзой. Берёза в эти дни была главным объектом поклонения и символизировала жен. начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин (в то же время она воспринималась как дерево, связанное с душами умерших). В обрядах использовались различ. травы и цветы, в нек-рых местностях главными праздничными деревьями считались дуб, клён или рябина. Улицы и дома снаружи и внутри украшали ветками берёзы, полы покрывали травами, на божницу ставили букет цветов. Этот обычай вошёл и в церковную практику празднования Троицы. В поволж. деревнях берёзку срубали, украшали лентами, платками, цветами, носили по деревне под пение песен, затем в день Троицы снимали с неё все украшения и спускали вниз по реке. Этот обряд проводился также в ряде чуваш. селений Ульянов. обл. (Байдулино, Кармалейка и др.). Часть обычаев и обрядов чуваш. праздника çимӗк, включая термин, восходит к русскому С.