Выбор языка:
 

Энциклопедия Янтиковского района : Семейный быт

СЕМЕЙНЫЙ БЫТ – биологическое, социальное, хозяйственное, этнокультурное функционирование семьи на основе традиционных норм, обычаев, ритуалов. В С.б. отражаются изменения, происходящие в обществе. С С.б. связаны внутрисемейные отношения, главенство в семье, положение женщины, семейные разделы, жилищ. условия, личная собственность мужчины и женщины, распорядок дня, распределение обязанностей, родствен. отношения, ритуалы семейной обрядности и др. В чуваш. патриархал. семье главой являлся мужчина – муж, отец, дед. Он считался хозяином семейной собственности, за исключением жен. части, и распоряжался ею единолично. Имущество наследовалось по муж. линии. По смерти главы преемником становился ст. совершеннолет. сын, в слож. семьях – ст. из женатых. По мере выдела ст. братьев главенство переходило к младшему – традицион. наследнику (минорат). Власть главы, к-рому беспрекословно подчинялись члены семьи, держалась на его авторитете, подкреплён. традицион. нормами, стереотипе поведения членов семьи. Глава семьи нёс ответственность за выполнение податных, трудовых и пр. повинностей перед государством, общиной; моральную и материальную – перед селением, округой за поведение членов семьи. Мать, жена распределяла жен. работы в повседнев. жизни; в слож. семьях быт до мелочей регламентировала мать-свекровь. Этикет С.б. предписывал снохе подчиняться мужу, свекрови, она не могла напрямую обращаться к свёкру. В чуваш. семье сохранялись отголоски избегания, что, наряду с вербальным отношением, проявлялось в одежде. Сноха не должна была показываться перед свёкром и деверьями (братья мужа) с непокрытой головой, с голыми ногами. Для поддержания нормы в одеянии она вставала раньше всех и ложилась позже мужчин. Сноха в будни мало общалась с женщинами вне семьи, в праздники встречалась с роднёй. Относительно свободнее себя чувствовали дочери, занимавшиеся приготовлением приданого в свободное от земледельче ских работ время. Зимой девушек на несколько недель отправляли к родственникам (ларма). Привнесён. живность считалась собственностью брачной пары, при выделе она уводила её с собой. В неразделён. отцов. семьях снохи распоряжались маслом и яйцами от своей живности, приобретали на выручен. от их продажи средства украшения, шёлковые нитки и т. п. Бесспор. собственностью снохи являлось приданое. Мать при завещании могла передать замуж. дочери носильные вещи. В кон. 19 – нач. 20 вв. стало нормой выделение старших сыновей. Отец покупал или строил им дом, выделял хлев, строител. материал. В строительстве участвовали родственники жены. Отцов. дом являлся корневым, в праздники наследник собирал ближнюю родню. В семейно-родствен. общении предписывалось обходиться терминами родства и свойства, избегая использования личного имени. С ранних лет дети приучались выделять среди односельчан родственников и соответственно относиться к ним. В поддержании родст вен. связей существен. место занимали семейные праздники и обряды. В совет. время правовая и материал. независимость несовершеннолет. детей и изменившиеся социал. условия привели к новым формам взаимоотношений между ст. и млад. поколениями. Бытуют нек-рые традицион. стереотипы поведения, в частности, разделение труда по полу и др. Семейные обряды упростились, взамен одних пришли другие. Так, праздником для семьи и близкой родни стало торжество в честь матери и младенца. Родствен. отношения актуальны в С.б. Родственники приглашаются на семейные обряды и торжества (свадьба, похороны, поминки и родильные обряды, рекрутские обряды, юбилеи и т. д.), совмест. трапезу по календар. праздникам [семейно-родствен. праздниками являются день поминовения родителей накануне Троицы (çимӗк), традицион. обходы домов родственников на Масленицу, Пасху и др.], с ними поддерживается трудовая взаимопомощь. Для нач. 21 в. характерна тенденция к снижению традицион. форм С.б., тем не менее они продолжают входить в актив. культуру. Бытовые контакты, родствен. связи, оказывающие значител. влияние на внутриэтнич. консолидацию, сужаются, в то же время укрепляются обществен. формы быта, организуемые администрацией и обществен. центрами. Воспринимаются элементы семейных обрядов и традиций др. народов, особенно в свадеб. ритуале. Происходит трансформация форм С.б., их унификация.