Выбор языка:
 

Энциклопедия Янтиковского района : Низовые чуваши

НИЗОВЫЕ ЧУВАШИ, а н а т р и ч ӑ в а ш с е м – одна из трёх этнографических групп чувашского народа. Термин «анатри» означает «низовую сторону», т. е. это группа (массив) чувашей, обитающих ниже по течению р. Волга, в 14–15 вв. этим этнонимом обозначались современ. средненизовые чуваши, сосредоточен. в Приказанье и Присвияжье, а низовая этнографич. группа в нынешнем понимании этого термина сложилась позже – в 15–17 вв. На С ареал расселения Н.ч. граничит с ареалом средненизовых чувашей, переход. зона с к-рыми расположена по услов. линии – р. Ута, охватывает юж. районы Чувашии и прилегающие районы Респ. Татарстан и Ульянов. обл. В 19 в. включал юж. часть Цивил. у. и север. терр. Симбир., Буин., Тетюш. уездов. Границы распределения основных признаков традицион. костюма, языковых и музыкал. диалектов Н.ч. не совпадают. В целом этнографами выделяются 3 подгруппы Н.ч.: северная (междуречье Аниша и Урюма); подлесная или западная (междуречье Большой Булы и Карлы); южная или степная (хирти) (междуречье Кубни и Карлы). Север. подгруппа сложилась в результате миграций со 2-й пол. 16 в. из районов расселения средненизовых чувашей, с верховьев Свияги. Степная подгруппа формировалась в 16–17 вв. выходцами из централ. районов Чувашии, Приказанья и Заказанья, переселёнными правительством Рус. государства после взятия Казани, а также в результате вольной колонизации территории. К степной подгруппе примыкает присвияжская локальная группа чувашей. Подлесная подгруппа сложилась вследствие миграции средненизовых, а также верховых чувашей из выло-волж. группы. Выходцы из подгрупп Н.ч. в свою очередь участвовали в формировании этнотерриториал. групп чувашей на терр. Волго-Уралья: закамской, заволжской и прибельской (бассейн р. Белая). Этнографы объединяют их с Н.ч. в единый низовой культурно-языковой ареал. Заметно влияние низовой традиции в приик ской (бассейн р. Ик) этнотерриториал. группе. Этнокультур. комплексы подгрупп Н.ч. сложились преимущественно на основе традиций средненизовых чувашей. В их культуре, быте, говоре отразились также постоян. контакты с мишарями. Для Н.ч. характерны 2 района с присущими им особенностями в материал. культуре: 1) юго-восточ. степной чернозёмный (хирти); 2) север. и запад. лесная и лесостеп. зона с серыми лесными почвами. Северные возделывали более всего рожь, овёс, полбу, юж. – рожь, овёс, пшеницу. У чувашей Тетюш. и Буин. уездов наряду с сохой широко бытовал акапуç. Особенности в культур е земледелия, поселений, жилища и нек-рые другие этнографич. явления у представителей север. зоны сближают их с средненизовыми чувашами. Поселения Н.ч. многодвор., менее озеленённые, чем у верховых и средненизовых. Планировка двора Г-образная, в запад. и север. зонах преобладал тип дома изба + сени + клеть, в юж. – изба + сени (хозяйствен. постройки с домом связаны не были), реже бытовал тип дома изба + сени + изба, встречались саманные жилища. Для Н.ч., особенно юж. зоны, характерно более интенсив. внедрение новых архитектур. элементов, здесь выработано значител. разнообразие резных узоров, присутствует полихром. раскраска. До кон. 19 в. одежда изготавливалась из белого холста, орнаментировалась вышивкой и красными лентами. Декор жен. рубахи выполнялся на груди (в виде круп. розеток кӗскӗ или нашивок сунтӑх), по рукавам и подолу. В ка честве голов. убора использовались сурпан и повязка сурпан тутри с украшенными вышивкой, с послед. четверти 19 в. – узор. ткачеством, концами. Жен. костюм включал наряд. голов. убор хушпу (двух видов); девичья тухъя имела форму шлема с крупными бисер. узорами и конической вершиной. Украшения (нагрудное мӑя, шейные мӑй çыххи, алка, чересплечное тевет и др.) покрывались монетами и бисером. Поясная подвеска сарӑ украшалась вышивкой и бахромой. С нач. 20 в. рубахи и фартуки шили из синего и крас. клетчатого холста улача или фабрич. тканей, их силуэт стал шире, декор – ярче и пестрее. Соседство с мишарями отразилось в планировке двора, в типе печи (вмазанный котёл), в культуре питания (из татар. кухни заимствованы пелӗш «беляш», паурсак «баурсак», куймак «кульмак» – блины, хас – колбаса из внутренностей). По различиям в форме и сроках элементов календар. обрядности у Н.ч. выделяются запад., юго-запад., юж. и восточ. подкомплексы. Новогод. цикл çӗнӗ çул (в Присвияжье – нартукан) сопровождался ряжением, многочислен. гаданиями, проведением обрядов предохранител. магии. Акцент в праздновании масленицы делался на катании с горок и на санях по селу с исполнением специал. песен и взаим. гостеванием родственников. В период мӑнкун проводились обряды поминовения çурта кунӗ и изгнания злых духов сӗрен (в Сим бир. у. – вирӗм), проходило гостевание родственников с угощением кашей (калӑм пӑтти), соблюдались запреты. По окончании весен. пашни в восточ. районах проводился акатуй. Молодёж. игрища вӑйӑ (хӑят, сӑвӑ калани, вӑйӑ калани) в запад. части низовой зоны (Симбир. у.) продолжались с мӑнкун до çимӗк. В других районах они длились с çимӗк (позже с Николы летнего или с появления всходов) до Петра и Павла дня (восточ. часть Цивил., Тетюш., Буин. уезды) и сопровождались исполнением песен особого жанра (вӑйӑ юрри). В течение нескольких дней (до двух недель) перед çимӗк отмечался период отдыха земли çинçе, к-рый завершался молением учук, проводившимся после моления о дожде [çумӑр (çерçи) чӳк]. На В низовой зоны сӗрен проводился также летом. Осен. благодарствен. и поминал. обряды назывались в юго-запад. части низовой зоны кӗр сӑри, кӗрхи сӑра (букв. осеннее пиво); на В – автан сӑри (ратиттел), единично – кӗр çурти (букв. осенняя свеча); у большинства Н.ч. – чӳклеме, кӗрхи ваттисем. Нередко проводились общесел. праздники (халӑх сӑри), начинались девичьи пиры (хӗр сӑри). Музыкально-поэтич. фольклор Н.ч., наряду с общенационал. свойствами (жанровая система, пентатоника, квантитативная ритмика, краткосюжет. композиция çавра юрӑ и т. п.), имеет и диалектные особенности. Так, среди жанров песен. фольклора низовые выделяются формульной (устойчиво воспроизводящейся в записях на протяжении более века) структурой песен: свадеб. (туй юррисем), весен. хоровод. (вӑйӑ юррисем), рекрутские (салтак юррисем). В границах территории Н.ч. (а также в левобереж. части расселения чувашей вплоть до Урала) распространён единый напевформула песни-плача невесты хӗр йӗрри. В поэтике традицион. песен Н.ч. центральными являются серьёз. философско-мировоззрен. мотивы, абсолютизирующие ценности родовых связей и отношений. Важной особенностью их песен. культуры является сосуществование двух форм – 7–8-слоговой и 9–11-слоговой (многослоговая). Соответственно этому ритмическая структура строки песен Н.ч. может быть как четырёхъячейковой, так и пятиячейковой. Последняя специфична только для низовых. Для многослоговых песен характерна и особая строфич. структура, составлен. из двух музыкал. предложений-строк AB, чаще всего с повторением второй: ABB1, ABB1B2. Наряду с обыч. пентатоникой в формул. напевах Н.ч. нек-рых жанров представлен так наз. южночувашский лад. В свадеб. системе у Н.ч. представлены 4 типа комплексов обрядов. Преобладали проводившиеся в доме жениха, бытовало одновремен. гостевание поездов жениха и невесты у своих родственников. В запад. комплексе (верховья Булы, Малой Булы, Карлы и Бездны) поезд жениха вначале прибывал с невестой к его родителям; присутствовал персонаж млад. дружки уртмахçӑ. В юго-запад. комплексе (Ю и ЮЗ низовой зоны), по ряду признаков близком к западному, посреднич. роль играл посажёный отец (хӑйматлӑх), присутствовал элемент вӑй килли (букв. дом игрищ), в свите жениха находились глава поезда (туй пуç), ст. дружка (мӑн кӗрӳ), произносивший саламалик, млад. дружка (кӗçӗн кӗрӳ); известны плач невесты (хӗр йӗрри) и особые напевы свадеб. песен. В восточ. части Буин. и Тетюш. уездов бытовало проведение обрядов у невесты; посреднич. роль выполнял евчӗ (сват), туй пуç совмещал функции уртмахçӑ; существовали обычаи пушӑ пӑрахни (букв. бросание кнута) и др. элементы, характер. для низовой свадьбы. В свадьбе присвияж. чувашей встречаются элементы верховых и средненизовых традиций: гостевание невесты перед свадьбой, особенности музыкал. фольклора, отсутствие обрядов салма сыпни и специал. дома для переодевания невесты, наличие выкупа вещей во время свадьбы и обычая одаривания родителей жениха перед баней (мунча парни). Различия локал. комплексов в низовой свадьбе проявляются и в песенно-музыкал. сопровождении. Низовой диалект чуваш. языка, в отличие от верхового, большой раздробленностью не выделяется. К его основным признакам относятся: наличие в первом слоге слова у вместо общетюрк. а (так наз. уканье), восьмиглас. система гласных, отсутствие губной гармонии кратких гласных, одновариант. аффикс множествен. числа -сем. Смеж. географич. положение чувашей и татар обусловило взаимопроникновение чуваш. и татар. элементов в их словар. составы. Старые татар. заимствования типа ялав «флаг», ясмӑк «чечевица», карчӑк «старуха», хапха «ворота» и др., некогда бывшие локал. единицами, вошли в общечуваш. лексич. фонд. В говорах восточ. погранич. зоны употребляются мишарско-татар. заимствования позднейшего времени – явлӑк «платок», йӗкӗт «парень, жених», папай «дедушка со стороны отца», эпи «бабушка со стороны отца», пӑятам «свёкор», пӑянам «свекровь», тупа «сковорода» и др. Изоглоссы заимствован. слов не совпадают: часть из них употребляется в говорах низового диалекта на узкой полосе вдоль границы с Респ. Татарстан, другие распространены почти во всех говорах Н.ч., третьи локализованы в зоне погранич. говоров низовых и средненизовых. Язык Н.ч. лёг в основу литературного чувашского языка. На терр. Н.ч. сохранились древ. памятники чуваш. рунич. письма, произведения малой и монументал. скульптуры. Среди некрещёных чувашей Респ. Татарстан, Респ. Башкортостан, Ульянов., Самар., Оренбург. областей бытуют традиции древ. религии. Из среды Н.ч. вышли И.Я. Яковлев, И.С. Максимов-Кошкинский и др. видные деятели культуры, образования, науки.