Выбор языка:
 

Энциклопедия Янтиковского района : Верховые чуваши

ВЕРХОВЫЕ ЧУВАШИ, т у р и (букв. верхней, горной стороны), к а й е н ч и (букв. западные, западносторонние) чӑвашсем, вирьял [букв. расположенные на верхней стороне (Волги)] – одна из трёх этнографических групп чуваш. народа. Зона расселения В.ч. охватывает запад. р-ны Чувашии и граничит на В с ареалом средненизовых чувашей (анат енчи) по условной линии, определён. Г.И. Комиссаровым, направляющейся от с. Чемурша на Ю через пос. Кугеси Чебоксар., с. Визикасы Цивил., д. Вурман-Янишево Канаш. р-нов, обходит восточнее с. Янгорчино Вурнар. р-на и далее продолжается на ЮЗ к присур. лесному массиву, включая с. Чувашские Алгаши Шумерлин. р-на. В составе В.ч. выделяются четыре подгруппы: северо-западная (сундырская), средняя (выло-волжская), юго-восточная (межцивильская) и красночетайская. Начало формирования В.ч. восходит к периоду Волж. Болгарии. Группа сложилась в результате заселения болгаро-чувашами междуречья Суры и Цивиля, сопровождавшегося ассимиляцией мари и мордвы. В 13–14 вв. сюда массово переселялось болгарочуваш. население с низовий Камы. Выло-волж. подгруппа складывалась также при участии выходцев со сред. течения Свияги, Приказанья, межцивильская – из низовий Ари и Свияги. Красночет. и сундыр. подгруппы возникли вследствие дальнейшего продвижения чувашей по р. Сура (вверх и вниз по течению). Марийский компонент наиболее существен в сундыр. подгруппе. В традицион. культуре В.ч. прослеживается также мордов. наследие. Переселенцы из В.ч. 17–19 вв. участвовали в формировании юго-запад. подгруппы низовых чувашей, нек-рых подгрупп в составе этнотерриториальных групп чувашей Поволжья и Приуралья, с к-рыми В.ч. образуют верховой культурно-языковой ареал. К нему относятся барыш. и сенгилеев. подгруппы (Ульянов. обл.) в приволжской, савруш. и сульчин. подгруппы в закамской (Респ. Татарстан), бузулукская (Самарско-Оренбург. пограничье), косяковская (Респ. Башкортостан) подгруппы в прибельской (бассейна р. Белая) этнотерриториал. группах. Влияние традиций В.ч. заметно в языке и культуре и других групп. Основные традиции культурноязыкового комплекса, сформировавшегося в течение 14–18 вв., восходят к культуре низовых чувашей. Первичные признаки традиции более сохранились в южной части В.ч.; в северо-запад. массиве явно выражена этнокультур. общность сундыр. подгруппы и горных мари. Для свадебных обрядов характерно проведение основной их части на стороне жениха, гостевание поезда невесты у своих родственников необязательно; разнообразие в наборе и функциях свадебных чинов (старший дружка – мӑн кӗрӳ, глава поезда – туй пуçӗ, младший дружка – кӗçӗн кӗрӳ, посажёные родители – хӑйматлӑх, пузырщик – шӑпӑрçӑ, кучер); специфич. набор элементов: выделение места свадьбы – шилӗк, выкуп ворот у невесты, çӗн çын яшки – суп молодой, особенности фольклора – напев посажёной матери хӑйматлӑх амӑш юрри. Внутри верхового свадебного комплекса выделяются курмыш. и ядрин. подкомплексы. Признаки курмыш. подкомплекса: активная роль свиты невесты и особенно вӑй пуçӗ – предводителя игрищ, жених забирал невесту из соседнего дома. В ядрин. подкомплексе встречаются также гостевание жениха и невесты, обряд вӑй килли уйӑрни – актуализация «дома игрищ», элементы низового комплекса: саламалик, снятие покрывала (с произнесением ритуального текста) – хачмак илни. В свадебном обряде южной верховой зоны заметна переходность к низовому и средненизовому комплексам. Различия в элементах увеличиваются по мере продвижения к СЗ, а у сундыр. чувашей традицион. свадебный обряд фактически не отличался от обрядности горных марийцев. В календар. обрядности проявляется своеобразие в форме, сроках, функционировании обрядов, позволяющее выделить их в особый комплекс. Обряд сурх ури [кӑшарни (кшарни сӑри), шерни, раштав] охватывал двухнедел. цикл, включавший ряжение, колядование, заклички, гостевания со сбором продуктов и последующей совмест. трапезой, а также гадания и проведение общесельского праздника типа ял сӑри. Характер. чертой масленицы являлись катание с горок с произнесением закличек, выпекание масляных лепёшек, а также элементы рус. масленицы, в частности – сжигание чучела. В это время проходили девичьи пиры хӗр сӑри. В обрядах цикла мӑнкун акцент делался на магию первого дня, очистител. обряды вирӗм. На ЮВ Ядрин. у. отмечены общесельские пиры халӑх сӑри, обряды йыхрав и гостевание родственников мӑнкун пӑтти. Начиная с мӑнкун и до семика продолжались эпизодич. молодёж. игрища – сӑвӑ (вӑйӑ) калани в течение нескольких дней или двух недель до семика – çинçе, после чего проводилось общесельское моление мӑн чӳк и моление о дожде çӑмӑр (çӑмарта) чӳк. Цикл осенних благодарствен. молений и поминовения предков назывался чӳклеме, кӗр сӑри (кӗрхи сӑра) или автан сӑри. Музыкально-поэтич. фольклор В.ч., наряду с общенационал. свойствами (жанровая система, пентатоника, квантитативная ритмика, краткосюжетная композиция çавра юрӑ и т. п.), имеет и диалект. особенности. Среди жанров песен. фольклора, в отличие от др. этнографич. групп, В.ч. имеют сенокосные утӑçи юррисем. Вместе с тем у них не бытуют свадебная песня-плач невесты хӗр йӗрри, весенние хороводные песни. Манере пения свойственна небольшая неровность пульсации единицы отсчёта, фиксируемая в нотациях указаниями на удлинения или укорочения длительностей, включение большого числа призвуков в виде форшлагов (перед тоном, после него и во время его протяжения), скольжений интонации. Поселения В.ч. мало- и среднедворные, большинство образовалось из выселков, околодков и починков, для расселения характерна густая сеть населён. пунктов. Особенностью является озеленение деревень. Основ. тип дома в нач. 20 в. – изба+сени+клеть, широкие Г-образные дворы, ворота с широкими калитками, лачуга лась ставилась на линию улицы. Резьба домовых украшений мелкоузорчатая. К традицион. пище В.ч. относится йохтармалли икерчӗ «блины», апат «суп», кокар апатти «бульон из голья» и др. Особенность костюма В.ч. – сочетание культур. традиций чувашей и горных мари. Он отличался преимуществен. использованием белого холста, а также лаконич. декором с геометрич. мотивами и сложными мелкими элементами. Для верхней празднич. одежды применялись белые и цветные ткани. Жен. рубаха кӗпе имела простой и широкий крой. Обрядовые рубахи орнаментировались богатыми узорами, а простые – строгим декором вдоль шейного и грудного разреза, по плечам и подолу. Шею и спину замужней женщины закрывал сурпан с узорами по краям, на голову накладывались масмак (узкая вышитая полоса) и хушпу в виде невысокого венца с 4–5 рядами монет. Разнообразные украшения (ушные алка и хӑлха çакки, нагрудные шӳлкеме, сурпан çакки, ама и др.) отличались обилием монетного декора. Повязывалось по 3–4 пояса с различ. декором и подвесками: гребнями, кисетами енчӗк, вышитыми украшениями сарӑ и яркӑч. Изящно сплетённые лапти носились с чёрными онучами, празднич. обувью являлись сапоги с гофрированными голенищами. Разные волны заселения С Чувашии булгаро-чувашами, преимущественно в направлении с ЮВ на СЗ, нашли отражение в размещении пучков различных изоглосс. Важнейшие различител. признаки языка В.ч.: оканье (за исключением калининско-аликов. говора); богатство системы гласных; губная гармония однородных кратких гласных ӑо, ӗо (вӑотӑор «тридцать», кӗомӗол «серебро») и т. д. В говорах В.ч. аффикс множествен. числа подчиняется закону гармонии гласных, в отличие от одновариантного низового (лашасам «лошади», ӗнесем «коровы»). Имеются особенности в склонении имён существительных и спряжении глаголов. В лексике В.ч. как результат контактирования с марийцами выделяются два слоя марийских заимствований. Первый составляет субстратная лексика, например, йӗтӗр ~ йӗттӗр ~ иттӗр «скалка», кӗтес «угол», пӳрт ~ пöрт «дом, изба» и др., характерная для всех этнографич. групп чувашей. Второй слой – ареальный, проникший в чувашеязыч. среду позднее (тцтти «дедушка», йӑнкӑл «колокольчик», лотка «кадка», лӳлеш «пряслица», кӑрӑш «кузов», когар апатти «суп из голья», эртнӗ «берестяной кузовок» и др.). Из среды В.ч. вышли учёный и просветитель 18 в. Е.И. Рожанский, в 19 в. – историк, этнограф и писатель С.М. Михайлов (Яндуш), первый профессор из чувашей Н.В. Никольский.