Выбор языка:
 

Энциклопедия Янтиковского района : Аль, озеро

АЛЬ, озеро; Э л ь к ӳ л л и – 1) памятник природы. Расположено к северо-западу от с. Алдиарово в сев. части Янтиков. р-на, в левобережной части бассейна р. Кубня. Озеро округлой формы, имеет карстовое происхождение. Весной из водоема вытекает ручей в одноименную р. Аль – приток р. Кубня. Современные размеры озера – 280×220 м, площадь – 4 га, объем 283 тыс. м³, средняя глубина – 6,9 м, максимальная глубина – 10,5 м. Вода пресная, прозрачность достигает 2 м. Температура воды на поверхности 20 ºС, на глубине 10 м 2 ºС. Дно твёрдое, песчано-глинистое. Наблюдается заиление. Озеро заросло на 25 %. Вдоль побережья произрастает камыш, лютик, калужница, осока, на мелководье – стрелолист, частуха, ряска, рогоз, тростник обыкновенный, кубышка жёлтая. В озере обитают окунь, ёрш, щиповка, плотва, верховка, пескарь, карась золотистый, карп (зеркальный, чешуйчатый). А., о. – 2) культовый памятник. Есть основание считать, что озеро стало священным местом чувашей, своеобразным культурно-идеологическим фактором этноконсолидационных процессов в их среде ешё с золотоордынских времен. Предание гласит: «Однажды началась засуха, и в ту пору пробралось в район озера Эль-кюль татарское войско, разоряя и выжигая селения, захватывая имущество, угоняя скот, забирая женщин и девушек, убивая сельчан. Некоторые жители спасались, убегая в леса. И вот старик Суваш, собрав в лесу людей, привел их к Эль-кюлю. Они принесли в жертву жеребенка и стали молить Эль-кюля послать дождь и оградить от нашествия злых врагов. И вдруг, откуда ни возьмись, ударил гром, завертела, зашумела буря, взвилась вихрем вода из озера в черные тучи, хлынул страшный, небывалый ливень, и он, затопляя дороги и болота, шел трое суток день и ночь. В это время татарское войско с награбленным добром, со стадами пробиралось к своим становищам сквозь дремучие леса. Настигнутое страшной бурей с ливнем, оно, увязнув в болотах, погибло. После этого случая старик Суваш завещал своим потомкам беречь и охранять леса, каждую весну приносить жертву озеру Эль-кюль, прося изобилия земных плодов и всякое благополучие людям». А., о. особо почиталось средненизовыми чувашами и являлось, повидимому, местом окружного моления. Для их проведения к нему собиралось население широкой округи – нескольких десятков деревень Цивил., Чебоксар. и Свияж. у. Казан. губ. Известен был культовый памятник и за пределами региона. Чуваши, переселявшиеся в Самар., Саратов. и Уфимскую губернии, продолжали почитать добрые божества и злые духи озера, упоминали их в своих молитвах. Чаще всего местом проведения моления служили площадки, расположенные на северо-западе от береговой линии озера. С укреплением чувашей в православии приток паломников к святилищу из года в год начал сокращаться. В июле 1891 попытка приверженцев традиционных верований и их сторонников из числа крещеных чувашей провести у святилища обществ. моление была и вовсе сорвана местным священником и твердыми в православной вере жителями деревень Норвашского прихода. Участники языческого культового действа, в котором принимали участие жители более 20 населенных мест – Алдиарово, Яншихово-Норваши, Турмыши, Яковлево-Латышево, Иваново, Подлесное и др., уступавшие по численности прибывшим сюда многочисленным противникам общественного моления, вынуждены были разойтись по домам. В советское время озеро как культовый памятник утратило свое значение. В мифологическом сознании чувашей А.,о. было наделено особыми свойствами. В их представлении культовый памятник имел сообщение с морями, мог перемещаться с одного места на другой, при соответствующем почитании ниспослать обильный урожай и хорошую погоду и т. д. Считалось, что вода озера обладает оплодотворяющей и исцеляющей силой. В 2019 культовый памятник А., о. включен в число объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Чуваш. Респ. А., о. – 3) доброе божество; злой дух. Согласно мифологическим представлениям чувашей, в озере обитало божество Ырӑ Эль кӳлли (доброе божество оз. Аль). Чуваши приносили ему в жертву лошадей и коров белой масти, других домашних животных. Считалось, что божество проживает в озере совместно со своей матерью Ырӑ Эль кӳлли амӑшӗ и отцом Ырӑ Эль кӳлли ашшӗ. В качестве жертвенного кушанья родителям божества особо преподносился юсман (блины из полбенного или сдобного теста). Озеро и его окрестности находили также местом обитания злых духов. Их список более внушителен – Эль кӳлли усалӗ (букв.: нечистая сила оз. Аль), Эль кӳлли хаярӗ (свирепый дух оз. Аль), Эль кӳлли инкекӗ (дух горя оз. Аль) и др. Во время жертвоприношения первому из них давалась одна копейка, остальным – по цыпленку.