Выбор языка:
 

Энциклопедия Чебоксарского района : Хачики

ХАЧИКИ (Ямбахтино), Хачӑк - деревня Ишлейск. сел. поселения (с 1.1.2006); в составе Ишлейского филиала ООО АФ «Букет Чувашии». В составе Ишлеевской вол. Чебоксарск. у., Сюндырск. вол. Козьмодемьянск. у. в 18 в. до 1920. Чебоксарск. у. с 24.7.1920 по 1927. Р-н Чебоксарск. с 1.10.1927, Ишлейск. с 1.3.1935, Чебоксарск. с 14.7.1959. Сел. сов. Покровск. с 1.10.1927. Ишлей-Покровск. с 1.3.1935, Ишлейск. с 5.6.1964. Ишлейск. сел. адм. с дек. 1991 по 1.1.2006. Расстояние до Чебоксар 26 км, до райцентра 30 км. до ж.-д. станции 9 км, при р. Унга. Упоминается в 1660-е. Исторические названия: Янбахтина, Ямбах, Ямпах. В «Списке селений Казанской губернии» 1897 - д. ч., 398 чел... Козьмодемьянский уезд, Сюндырская волость. Названия от чуваш. языческих имен «Янбата» и «Хача» (Магн., № 10115, с. 98; № 8950, с. 90). Др.-армян. хачик «крест». Армян. Хачкар «крест-камень», армянские средневековые памятники (распостранены в 9-17 вв.), вертикальные каменные плиты, покрытые орнаментальной резьбой с изображением креста в центре (высота 0,5 - 3 м). Можно предположить, что это слово пришло с Кавказа, где в далекие времена жили предки чуваш. К.П. Патканов в книге «Армянская география 7 века», выпущенной в 1877 г., описывает область и земли древней Армении, называемые Чуваш или Чуошрот. или область, где жил чувашский род. То, что предки чуваш жили у горы Арарат, подтверждается данными чувашского фольклора и мифологии (М. Юхма). Хачӑк, возможно, прозвище человека (И.С. Дубанов). Жители - чуваши, до 1724 ясачные, до 1866 государствен. крестьяне; занимались земледелием, животноводством, домашним ремеслом, бурлачеством, торфоразработкой, кулеткачеством, отхожим промыслом. С 1890 функционировала школа грамоты, с 1916 - земская. Первым учителем был Кондрат Никифорович Никифоров из д. Икково. В начале 20 в. действовали водяная мельница, лавка. В 1940 проведено радио, в 1950 - электричество. В 1928 образован ТОЗ «Чолкас» из 34 едоков, 11 работающих, 6 лошадей, 6 коров. Председателем избран Константин Григорьевич Матвеев. Название ТОЗа произошло от названия родника «Чол касна ҫӑл» - родник, пробивающий камни. К 1935 назван колхозом с 32 хозяйствами, 4 полеводч. бригадами, животноводческ. фермой. На р. Унга водяная мельница, имелись кузница, хлебопекарня, мастерская по ремонту саней, сбруи, пасека (пчеловод Иван Григорьевич Шапошников). В зимнее время занимались кулеткачеством. В 30-е открыта изба-читальня, в 1947 - клуб. В 1950 деревня вошла в колхоз «Знамя коммунизма» с центр. усадьбой в д. Мускаринкасы, в 1960 - им. Кирова с центром в с. Ишлеи, в 1968 - в совхоз «Ишлейский» (Алиней). Число дворов и жителей: в 1719 -210 муж.; 1747 - 309 муж.; 1763 - 348 муж.; 1795 (с выселками) - 141 двор, 413 муж., 412 жен.; 1859 - 56 дворов, 155 муж., 146 жен.; 1897 - 398 чел.; 1926 - 98 дворов, 218 муж., 211 жен.; 1939 - 216 муж., 249 жен.; 1979 - 108 муж., 161 жен.; 1989 - 82 муж., 123 жен.; 2002 - 86 муж., 97 жен.; 2010 - 94 муж., 111 жен. Проживают чуваши, русские. Имеются молочно-товарная ферма, магазин, фельдшерский пункт, сельский клуб, улицы Набережная, Овражная, Северная, Центральная, Школьная. Овраги (безымянные) находятся южнее, западнее и севернее деревни по одному и вдоль р. Унга.