Выбор языка:
 

Энциклопедия Чебоксарского района : Бичурин (отец Иакинф) Никита Яковлевич

БИЧУРИН (отец Иакинф) Никита Яковлевич (9.9.1777, д. Типнеры Чебоксар. р-на - 11.5.1853), выдающийся синолог и монголовед, китаевед, поэт, очеркист, переводчик, исследователь. Окончил Казан. духовную академию и начал преподавать в ней (1799); 18 июля 1800 получил монашеский сан; в июне 1802 получил назначение в Иркутск на должность архимандрита местного Вознесенского монастыря и ректора духовной семинарии. В марте 1806 по обвинению в нарушении монашеского устава, сослан в Тобольск, где занялся изучением историко-этнографического материала о Китае и народах Сибири и в мае 1807 назначен начальником Русской духовной миссии в Пекине. Находясь в Китае в 1808-21, в совершенстве изучил китайский язык, перевел ряд китайских трактатов по истории, географии, лингвистике, этике, философии, юриспруденции, астрономии, медицине, сельскому хозяйству, составил китайско-русский и маньчжурско-русский словари, собрал коллекцию китайских книг и рукописей. Вернувшись в Россию в августе 1821, опубликовал в 1820 - 1-й половине 1830-х ряд статей и переводов китайских источников по истории, географии и этнографии Китая и Центральной Азии. С ноября 1826 начал службу в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. Как представитель последнего, дважды, в 1830-31 и 1835-37, пребывал в пограничье с Китаем г. Кяхта для изучения возможностей развития российско-китайских отношений. Во время первой поездки Бичурин занимался обучением китайскому языку кяхтинских купцов: 16 мая 1835 открыл в Кяхте первое в России училище для подготовки переводчиков с китайского языка. Преподавание в училище велось на основе разработанной им «Грамматики китайского языка». В 1-й половине 1840-х из-под пера Бичурина выходят труды и переводы о населении, административном делении и управлении, законах, судопроизводстве и сельском хозяйстве в современном ему Китайской империи. В 1851 издано подготовленное Бичуриным «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена», где собраны почерпнутые из китайских летописей данные о различных древних племенах, населявших территорию Сибири, Средней Азии, Туркестана, Монголии, Среднего и Дальнего Востока в последние века до н.э. и первые века н.э. «Собрание...» использовалось в работах по этногенезу многих народов, в т.ч. и чувашей. Деятельность Бичурина получила заслуженное признание в России и Европе. В 1828 отец Иакинф был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук; в 1829 - почетным библиотекарем Петербургской публичной библиотеки; в 1831 зачислен в состав Азиатского общества в Париже; четырежды (в 1834, 1839, 1843, 1849) удостаивался Демидовской премии. В XX веке жизнь и творчество Бичурина, основоположника отечественной синологии, внесшего огромный вклад в изучение языка, истории, культуры многих народов России, Центральной Азии и Китая, стали предметом изучения востоковедов и историков - А.Н. Бернштама, Л.Н. Гумилева, П.Е. Скачкова, В.Д. Димитриева, П.В.Денисова.
Лит.: Егоров Д. Е. Женщины-матери земли Чувашской. Кн.1. -Чебоксары, 1999.