Выбор языка:
 

Энциклопедия Чебоксарского района : Абашевская культурно-историческая общность

АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ представлена группой археологич. памятников в лесостепных и лесных пространствах Восточной Европы, относящихся к эпохе средней бронзы. Исследование абашевских древностей насчитывает более 130 лет. Культура открыта, выделена и описана в 1920-х гг., названа по могильнику у с. Абашево, где В.Ф. Смолин в 1925 раскопал 3 кургана (см. Абашевский курганный могильник). Существует три основных региона концентрации абашевских памятников: Среднее Поволжье (междуречье Суры и Свияги и левобережье Среднего Поволжья, бассейн Малой Кокшаги), Южный Урал и Подонье. Исследователи выделяют отдельные виды Абашевской культуры: средне-волжскую, уральскую (баланбашскую) и донскую (доно-волжскую). Территория культуры значительно шире, о чём свидетельствуют новые находки и клады. Некоторые археологи с начала 1990-х исключают памятники Подонья из круга абашевских. Неоднозначно решаются вопросы происхождения, хронологии, этноса, соотношений отдельных регионов. Часть исследователей общность относят к протогермано-балто-славянской общности, другие - к протоиндоиранцам. Наиболее вероятная датировка абашевских древностей - 1-я пол. 2 тыс. до н.э. В лесостепной зоне Дона, Волги и Южного Урала происходило постепенное возобладание срубных и алакульских традиций над абашевскими, завершившееся поглощением массивов абашевского населения и включением их в срубную и алакульскую культурно-исторической общности. В самых северных пределах лесостепи и смежных лесных районах (средне-волжская культура) абашевцы, возможно, покинули территорию края, могли быть уничтожены, растворены в инородном окружении. Население занималось преимущественно скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие имело незначительный характер. Существует мнение, что именно в среде абашевской общности появились древнейшие колесницы. Этим, а также высокой организацией, наличием войн, сословия, передовым вооружением и средствами ведения боя объясняется успешное продвижение абашевских племён. Орудия труда изготовлялись из камня, меди, дерева, костей домашних и диких животных. Абашевские мастера выработали свою форму орудий труда, предметов вооружения, украшений. Медные орудия абашев. форм часто встречаются в виде кладов. Развитое металлургическое производство существовало на базе уральских и других месторождений меди с использованием медистых песчаников Приуралья и Поволжья (топоры, наконечники копий, кинжалы, ножи, серпы, украшения и др.). Преобладающую роль в производстве металла играла чистая медь (до 90% изделий). В ареале общности существовало несколько очагов металлопроизводства. Абашевцы селились на возвышенных местах по берегам рек. Жилые и производственные деревян. сооружения наземного и полуземляночного типов были прямоугольной формы. Места их долговременных неукреплённых поселений известны и исследованы в Приуралье и Подонье. Одним из основных признаков, объединяющих абашевские культуры Среднего Поволжья, Южного Урала и Подонья в А.к.-и.о., является курганный обряд погребения. Могильники расположены, как правило, на надпойменных террасах или водоразделах небольших рек. В Среднем Поволжье абашевские могильники насчитывают от 1 до 60 курганов. Захоронения совершались в курганных могильниках с небольшими округлыми или овальными уплощёнными насыпями в прямоугольных или овальных ямах средних размеров и глубины; у дна часто встречаются ступеньки. Под большинством насыпей находилось от одного до трёх могильных ям. но есть и курганы (№ 9 в Абашевском курганном могильнике), где число погребений достигает 15. Могильные ямы нередко оформлялись деревом, а также камнем. Найдены органические подстилки (береста и др.), охра. Отмечены насыпи с деревянными, каменными оградками и другими внемогильными конструкциями, кольцевыми канавками. Часто фиксируются следы тризны, жертвенников или какого-то поминального ритуала (находки фрагментов керамики, кремня, костей животных, следы кострищ). В погребальном обряде характерен «культ огня». Преимущественное положение погребённых - вытянутое на спине с подогнутыми (возможно, приподнятыми) ногами и уложенными на грудь руками. Отмечены единичные случаи погребения на поверхности без ямы с насыпа-нием кургана, кремации и частичных захоронений. Встречаются могилы без костяков - кенотафы. Основная ориентировка погребённых - головой на Юго-Восток. Восток. Обычны одиночные захоронения, но обнаружены и коллективные. В Среднем Поволжье выделяется одиночный Пепкинский курган (Республика Марий Эл), где в яме обнаружено 27 костяков мужчин-воинов. В погребениях встречается инвентарь: глиняные сосуды, медные ножи, шилья, украшения, костяные и кремневые наконечники стрел, каменные изделия, а в некоторых инвентарь отсутствует. В погребальных комплексах Среднего Поволжья почти отсутствуют предметы вооружения и орудия труда. В то же время в средне-волжских женских захоронениях довольно богато представлены медные и серебряные украшения (мелкие нашивные полукруглые бляшки, проволочные пронизки и др.), нередко образующие богатые наборы, что свидетельствует о нарядной одежде абашевской женщины, особенно её головного убора. Своеобразным знаком абашевцев являлись лепестковидные бляшки - розетки. К концу 1990-х гг. в Среднем Поволжье раскопано более чем 30 могильников, около 200 курганов, изучено более 300 погребений. Самобытна абашевская керамика: рыхлая, с раковинными и органическими примесями в глиняном тесте. Она представлена лепными круглодонными и плоскодонными сосудами колоколовидной, баночной, горшковидной форм, украшенной геометричным нарезным и гребенчатым орнаментом. Отличительным и ярким признаком А.к.-и.о. являются маленькие острорёберные сосуды. Есть такие элементы орнаментации, как горизонтальные прочерченные линии, выполненный зубчатым штампом зигзаг. Характерные узоры - заштрихованные треугольники, «лесенки» с горизонтальной штриховкой, «ёлочки», зигзаги и др. У носителей А.к.-и.о. была развитая духовная культура (культ огня, культ животных, солярно-астральные представления и др.). Предполагается существование развитых астрономических знаний, в т. ч. наличие календарной системы. Проблемы А.к.-и.о. вызывают интерес у учёных России и зарубежья. Изучению абашевских древностей посвящены десятки монографий и сотни статей. В 2003 в Чебоксарах проведена Международная научная конференция «Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие». Средневолжская абашевская культура в Чувашии изучена по курганным могильникам (Абашевский, Большеянгильдинский, Верхнеолгашинский, Катергинский (Бишевский), Пикшикский, Станьялский (Малосундырский), Таушкасинский, Тохмеевский. Тюрлеминский, Васюковский (Альменевский), одиночным курганам (Тебикасинский, Тиханкинский, Малособарский (Второтюрарский), Новобуяновский) и др. Имеются случайные находки висло-обушных медных топоров абашевского типа. Раскопки курганов А.к.-и.о. в Чувашии проводили В.Ф. Смолин, П.П. Ефименко, О.А. Кривцова-Гракова, М.С. Акимова, П.Д. Степанов, Н.Ф. Калинин, Н.Я. Мерперт. В.Ф. Каховский, Б.В. Каховский и др. Лит.: Абашевская культура в Среднем Поволжье. М., 1961; Пряхин А. Д., Халиков АХ. Абашевская культура//Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. М.. 1987; Горбунов B.C. Абашевская культура Южного Приурсиья. Уфа. 1986: Кузьмина О. В. Абашевская культура в лесостепном Волго-Уралье. Самара, 1992: Пряхин А.Д., Беседин В.И., Захарова Е.Ю. и др. Доноволжская абашевская культура. Воронеж. 2001; Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: Материалы Международной научной конференции- Ч.. 2003; Большое СВ. Средневолжская абашевская культура (По материалам могильников). Йошкар-Ола, 2003. Автор: Е.П. Михайлов.