Выбор языка:
 

Батыревская энциклопедия. Том 2 : Русские в Тарханах

РУССКИЕ В ТАРХАНАХ, с. Тарханы (Турганкасы 23) – с.ч. Турхан (Турханкас). Волостной центр в 1917-1927 гг. Районный центр с 01.03.1935 по 07.03.1939, уезд Буинский с 1917 г., Цивильский с 30.07.1920, район Ибресинский Цивильского уезда с 05.10.1920, уезд Батыревский с 22.06.1921 по 1927 г. Волость Тархановская 1917-1927 гг. Район Большебатыревский с 01.10.1927, Тархановский с 01.03.1935, Первомайский с 07.03.1939, Батыревский с 14.07.1959. Сельсовет Тарханский с 01.10.1927. В 1868 г. в с. Тарханы числилось 70 дворов. Перед Великой Отечественной войной их количество выросло почти до 250. По данным на 1999 г., дворов стало 285, количество жителей – 939. До войны из 250 дворов 16 были русскоязычными, остальные – чувашские. Самым известным старинным родом в селе были Атамановы. Основатель рода Герасим в царской армии прослужил 25 лет, дослужился до офицерского чина – атамана. Отсюда пошла фамилия. После службы он вышел в отставку и вернулся на родину вместе с женой и взрослыми детьми на роскошной карете. Долгое время карету хранили как ценную реликвию, но она сгорела во время пожара в 1871 г., когда было уничтожено 70 дворов, т.е. почти все село. Накануне Великой Отечественной войны в Тарханах проживало 4 семьи Атамановых. Из этих семей 4 девушки вышли замуж в д. Сигачи и создали русскоязычные семьи. Евдокия Федоровна вышла замуж в начале XX в. в д. Малые Арабузи за Кольцова Григория, отец которого был уроженцем Ярославской губернии. Родила 4 сыновей, которые создали русскоязычные семьи. Мужчины все воевали в Великую Отечественную войну, трое из них погибли. Вернулся только Кольцов Ефим Григорьевич. К настоящему времени все оставшиеся в М. Арабузях Кольцовы очувашились. Родной брат Евдокии Федоровны, Сергей Федорович Атаманов женился на чувашке в начале XX в., и семья стала чувашско-язычной. Сергей был родным дедом Сергеевых: Николая Петровича и Виталия Петровича, включенных в 1-й том Батыревской энциклопедии, ныне проживающих в г. Новочебоксарск. Невестка из рода Атамановых вышла замуж в с. Батырево за Митина, будущего тестя полного кавалера ордена «Славы» А.П. Табакова. После войны потомков Атамановых судьба разбросала по всей стране. Пятеро из них погибли в боях. В настоящее время в селе остался только один двор Атамановых, где проживают два пенсионера. В 1940 г. в селе жили три русские семьи Базуновых. Родоначальник Иван Базунов в конце XIX в. приехал в Тарханы из Козьмодемьянска наниматься кузнецом. Его сын, Андрей, тоже стал кузнецом. Дети его обзавелись семьями, построили дома. Но началась война и трое Базуновых (Алексей, Всеволод, Михаил) погибли или пропали без вести в 1942 г. на фронте. Род Базуновых в селе сохраняется, но большинство из них очувашились. Перед войной было 2 двора Кафориных, приезжих русских из-под Симбирска во 2-й пол. XIX в. И.М. Кафорин долгое время работал фельдшером, а жена его прожила долгую жизнь и умерла после войны. В селе она со всеми разговаривала только по-русски, часто выступала в клубе со своими воспоминаниями о жизни в Симбирске, уверяла, что хорошо знала семью Ульяновых. На сегодня в селе остался один двор Кафориных. Приезжими русскими (в кон. XIX в.) были Кушмановы – кузнецы. До войны их было 6 дворов. Из них русскоязычными остались три двора. В настоящее время оставшиеся в селе все Кушмановы очувашились. Один из Кушмановых (Николай Константинович) стал известным журналистом и писателем. Два двора были русские – Козловы. В селе их теперь нет, все разъехались. В селе жила одна семья – Жадаевы, приезжие из д. Ждамировка Сурской волости. В конце XIX в. глава семьи был назначен продавцом казенной винной лавки (на всю Тархановскую волость одна). После войны семья выехала из села. Одна обрусевшая из чуваш семья (в конце XIX в., начале XX в.) теперь снова очувашилась. Таким образом, в селах с чувашским населением русские ассимилируются и поэтому русскоязычное население в них почти не остается. Яркий пример – соседняя д. Сигачи. В 1940 г. и после войны в ней были 41 двор с русскоязычным населением, 62 двора – мордвы («эрзя»), остальные (свыше 150 дворов) – чуваши. В настоящее время русских осталось 5 дворов и мордвы – 5 дворов.