Выбор языка:
 

Батыревская энциклопедия. Том 2 : Мечеть

МЕЧЕТЬ – культовое здание в исламе, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Мечеть – мусульманский религиозный центр. Она не имеет сакрального характера, никак не освящается. Большинство мечетей имеют один или несколько минаретов – башен, с которых провозглашаются призывы к молитве (азан). В помещении ниша – михраб, около нее ставится кафедра проповедника – минбар. Пол в мечетях устилается циновками или коврами, позволяющие снимать обувь и становится на колени во время молитвы. Оформление молельного зала должно быть скромным, чтобы не отвлекать молящихся от намаза. При каждой мечети есть водоем (колодцы – хауз) для омовения, перед намазом молящийся должен находиться в состоянии ритуальной чистоты). При входе в мечеть верующие снимают обувь, женщины молятся в специально отгороженной части общего зала или галереях. За время существования ислама было создано несколько разновидностей мечети, которые зависели от ритуала намаза. Он имеет четыре уровня: ежедневный (частный), пятничный (совместный), годовой (фитр – после окончания месяца Рамазан) и годовой (ид – в память жертвоприношения Авраама). По данным архивных документов, в Буинском уезде к концу XIX в. имелось 89 мечетей: 2 мечети построены в конце XVIII в., 18 – в первой половине XIX в., 69 – во второй половине XIX в. В 20-30 гг. XX в. на территории Батыревского района было 20 мечетей, в т.ч.: Долгий Остров – 2 мечети, духовенство – 629 человек, Кзыл-Чишма – 2 (26). Новые Чепаксы – 1 (10), Полевые Бикшики – 3 (45), Татарские Сугуты – 2 (25), Татарские Тимяши – 2 (11), Шыгырданы – 8 (95). Во многих селах не было других, кроме мечети, общественных помещений, где бы могли собраться мужчины. Поэтому мечеть оставались центром общественных собраний. В мечети составлялись списки домохозяев, проводился подворный опрос, распределялась сельскохозяйственная техника, инвентарь, семена, выделяемые государством. Известны случаи, когда после богослужений в мечети избирались депутаты в сельсовет.