Выбор языка:
 

Батыревская энциклопедия. Том 2 : Ислам на территории района в 30-40-е гг.

ИСЛАМ НА ТЕРРИТОРИИ РАЙОНА в 30-40-е гг. К 1929 г. ситуация в стране резко изменилась. С этого времени стали применять репрессивные меры по отношению к руководителям религиозных организаций и к закрытию храмов. Хотя в татарских селах нашей местности мечети оставались все еще не тронутыми вплоть до 1935-1936 гг. В Шыгырданах даже открыли 9-ую мечеть. Но уже к концу 30-х гг. положение ужесточилось. На состоявшихся собраниях деревень Кзыл-Чишма, Полевые Бикшики и др. жители под давлением сверху принимали решения о закрытии мечети. Таким образом, к концу 1940 г. большинство молитвенных домов мусульман было закрыто, действующими оставались единицы, татарское население района все обряды стало выполнять на дому. К 1944 г. в с. Чкаловское (Шыгырданы) из 9 действующих мечетей не осталось ни одной. В Татарских Сугутах из 3-х мечетей одна разобрана и передана в с. Тойси, другая сломана. В Кзыл-Чишме мечеть передана под школу. В Татарских Тимяшах начала действовать школа. В Долгом Острове в обеих мечетях расположились школы. Разрушение, изъятие и использование не по прямому назначению многочисленных Мечетей нанесли ущерб не только религиозным организациям, но и национальной культуре народов, исповедующих ислам. Поэтому правительство уже в 1944 г. особым актом предоставляло право религиозным организациям с разрешения государственных органов строить, арендовать или покупать необходимые для их нужд помещения, иметь специальные духовные школы, издавать религиозную литературу, в т.ч. и Коран. В феврале 1945 г. вновь была зарегистрирована и приступила к деятельности мусульманская община в с. Чкаловское (Шыгырданы) в здании сохранившейся мечети седьмого прихода. Но во всех остальных татарских селениях образовались местные мечети и молитвенные дома, замаскированные под общественные здания. Этими мечетями-молельнями руководили мало обученные муллы. Так, в Тат.-Сугутах, Кзыл-Чишме мулла Хамидуллин проводил молитвенные собрания.